Вы находитесь здесь: Главная страница Документы адвокатов Статьи Эксперты расследуют уголовные дела?!
  • Увеличить шрифт
  • Исходный шрифт
  • Уменьшить шрифт
Поиск

Адвокатское содружество

Эксперты расследуют уголовные дела?!

Эксперты расследуют уголовные дела?!

По свидетельству работников прокуратуры, с выделением СК РФ в самостоятельный орган, с уходом из него бывших прокурорских работников, следователи, а также их процессуальные руководители, стали немало «чудить». Одним из таких чудачеств является производство работниками СК РФ …экспертиз по уголовным делам, находящимся в производстве следователей СК РФ. Такое в Союзе ССР не могло присниться и в страшном сне. Похоже, скоро и приговоры будут выноситься, скажем, коллегией СК РФ, либо опять вернутся «тройки», «особые совещания» и т.д. Предлагаю вниманию читателей статью по этой теме.

Имеется противоправная практика производства экспертиз по уголовным делам силами аппарата СК РФ.

При этом игнорируется, что производство экспертиз по закону возможно только в рамках государственной судебно-экспертной деятельности. СК РФ в соответствии с Указом Президента РФ имеет право на осуществление только судебно-экспертной деятельности, что предполагает лишь организацию экспертиз в государственных экспертных учреждениях.

Кроме того, правоприменителями проигнорировано, что как следователь, так и «эксперт», имеют общего процессуального руководителя. Говоря иначе, «эксперт» из СК РФ, в нарушение закона, зависим от стороны обвинения – общего для него и следователя процессуального руководителя следственного органа, правомочного давать следователю указание о назначении экспертизы, а подчиненному по службе эксперту – поручать производство этой экспертизы.

По закону все это является недопустимым.

Ссылки в оправдание возможности производства экспертиз в СК РФ по аналогии на закон «О полиции», который дает право соответствующим подразделениям органов внутренних дел на производство экспертиз, являются необоснованными.

Во-первых, законом, в отличие от полномочий СК РФ, полиции прямо разрешено производство экспертиз. Во-вторых, в органах внутренних дел нет зависимости при производстве экспертиз от стороны обвинения. Обусловлено это тем, что экспертное учреждение органа внутренних дел не зависит по службе от следственных органов внутренних дел. Если вести речь, например, о центральном аппарате МВД России, то по службе экспертные учреждения подчинены заместителю министра и самому министру, которые не являются процессуальными руководителями следственных органов внутренних дел. В отличие от органов внутренних дел, Председатель СК РФ является процессуальным руководителем подчиненных следователей, а также начальником подразделения, осуществляющего экспертизы по уголовным делам.

Исправление сложившегося положения видится в выделении экспертного учреждения СК РФ в самостоятельное юридическое лицо, независимое от СК РФ по службе и в процессуальном порядке. При этом ссылки защитников права на производство экспертиз в СК РФ на то, что уже сложилась система именно такой работы в рамках СК РФ, где создана инфраструктура и материальная база её осуществления, к правовому решению проблемы отношения не имеют. Подоплекой такой позиции может быть лишь стремление сохранить в СК РФ противоправную практику создания доказательств по указанию процессуального руководства следователей, в производстве которых находятся уголовные дела.

Нарушение закона в этой части, как полагаю, требует прокурорского вмешательства. В том числе по линии общего надзора, а также путем указания подчиненным прокурорам на необходимость признания таких «заключений» недопустимыми доказательствами (ч.2 ст.88 УПК РФ). Соответствующая позиция прокурорами должна заниматься и при рассмотрении судами уголовных дел.

Конкретные аргументы в пользу приведенных выводов состоят в следующем:


1


В соответствии со ст.7 закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», при производстве судебной экспертизы эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела.

Согласно ст.70 УПК РФ эксперт не может принимать участие в производстве по уголовному делу, если он находился или находится в служебной или иной зависимости от сторон или их представителей.

Стороной обвинения, согласно ст.5 УПК РФ, и является руководитель следственного органа – Председатель СК РФ и все подчиненные ему руководители, обладающие процессуальными полномочиями, как в отношении следователей, которым они вправе дать указания о назначении экспертизы, так и в отношении подчиненных им по службе «экспертов», которым они вправе поручить при сложившейся неправомерной практике, производство этих экспертиз.

В соответствии с Положением о Главном управлении криминалистики Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, утвержденным Приказом Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации – Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации №34 от 13 июля 2010 года, (Вестник Следственного комитета при прокуратуре РФ №3(9)-4(10)/2010), это Главное управление, где и проводятся «экспертизы», является структурным подразделением центрального аппарата Следственного комитета.

При этом следователи СК РФ с сотрудниками указанного Главного управления находятся в отношениях служебной и процессуальной соподчиненности и взаимозависимости.

В частности, согласно указанному Положению, Главное управление в соответствии со стоящими перед ними задачами осуществляет функции: истребует при необходимости из следственных органов уголовные дела и материалы, статистические и иные сведения; осуществляет проверки исполнения следственными органами нормативных правовых актов Следственного комитета, организационно-распорядительных документов Председателя следственного комитета и его заместителей, участвует в проверках организации расследования уголовных дел.

Указанные функции несовместимы и с требованиями ст.57 УПК РФ, согласно которой эксперт не вправе самостоятельно собирать материалы для экспертного исследования. Такой же запрет содержится в ст.16 упомянутого Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Очевидно, что в соответствии с указанным Положением, на сотрудника структурного подразделения центрального аппарата СК РФ, в том числе и на «эксперта», вполне может быть возложена обязанность по истребованию уголовного дела от следователя любого подразделения СК РФ. Более того, отказ следователя представить дело в вышестоящий следственный орган, будет нарушением служебной дисциплины со всеми вытекающими последствиями.

Таким образом, налицо и служебная зависимость между следователем и «экспертом».

Более того, руководители Главного управления криминалистики Следственного комитета Российской Федерации, управлений и отделов, входящих в его структуру, заместители перечисленных руководителей следственных подразделений, обладают и другими процессуальными полномочиями в отношении следователей СК РФ.

Согласно п.3.10. Приказа СК РФ №5 от 15 января 2011 года «Об установлении объема и пределов процессуальных полномочий руководителей следственных органов (следственных подразделений) системы Следственного комитета Российской Федерации», на указанных должностных лиц возложены процессуальные полномочия по проверке материалов уголовных дел и материалов проверок сообщений о преступлениях; по отмене незаконных и необоснованных решений о приостановлении производства по уголовному делу, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, об отказе в возбуждении уголовного дела; по даче письменных указаний о направлении расследования, о производстве отдельных следственных действий.

Очевидно, что всеми этими полномочиями обладает и Председатель СК РФ.

Получается, сами работники СК РФ руководят следствием, сами дают обязательные для исполнения письменные указания следователю, в том числе о назначении экспертизы, да еще и сами создают доказательства – составляют заключения эксперта по уголовным делам… Такое поведение явно противоречит ст.70 УПК РФ, а также принципу объективности предварительного расследования, закрепленному в ст.152 УПК РФ.


2


Всякие ссылки на полномочия СК РФ осуществлять судебно-экспертную деятельность в соответствии с Положением «О следственном комитете Российской Федерации», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011, не соответствуют требованиям упомянутого Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Согласно преамбуле этого закона, он «определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации (далее - государственная судебно-экспертная деятельность) в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве».

В соответствии со ст.1 этого закона предусмотрена государственная судебно-экспертная деятельность, которая осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами (далее также - эксперт), состоит в организации и производстве судебной экспертизы.

Понятие указанного Положения - «судебно-экспертная деятельность», закону неизвестно, а потому сотрудники центрального аппарата СК РФ не вправе производить судебные экспертизы, что возможно только в рамках государственной судебно-экспертной деятельности.

В этой связи не случайно, что в отличие от федерального закона «О полиции», на которую законодателем возложена обязанность проводить в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертизы по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, а также исследования по материалам оперативно-розыскной деятельности, в федеральном законе «О следственном комитете Российской Федерации», такого положения о возможности проводить экспертизы по уголовным делам, не имеется.

Следовательно, «эксперты» центрального аппарата СК РФ вправе лишь оказывать помощь следователям в назначении судебных экспертиз в соответствующих государственных экспертных учреждениях. Именно в этом и заключается «судебно-экспертная деятельность». Этот вывод прямо вытекает из преамбулы упомянутого Положения о Главном управлении криминалистики Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, в которой указано:

«С учетом стоящих задач и представленных полномочий Главное управление в своей работе взаимодействует с другими структурными подразделениями центрального аппарата Следственного комитета, следственными управлениями Следственного комитета по субъектам Российской Федерации, приравненными к ним специализированными следственными органами, иными организациями и органами, входящими в систему Следственного комитета, другими правоохранительными органами и специальными службами, научными, образовательными и экспертными учреждениями».

Таким образом, признание за сотрудниками этого Главного управления права дачи заключений эксперта, являющихся в соответствии со ст.74 УПК РФ доказательствами по уголовному делу, несовместимо с требованиями закона, а также с наличием у них указанных служебных, а также процессуальных полномочий, в связи с чем эти заключения эксперта по уголовным делам подлежат исключению, как полученные с нарушением УПК РФ.

Подтверждает правильность этих выводов и то, что в п.7 упомянутого Положения «О следственном комитете Российской Федерации», указано, что Следственный комитет осуществляет свои полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В Федеральном законе, о чем уже сказано, нет понятия «судебно-экспертная деятельность», а только «государственная судебно-экспертная деятельность». В этой связи деятельность служащих СК РФ не может пониматься, как та, которая дает возможность организации и производства судебной экспертизы по уголовным делам, а только организации судебной экспертизы. Как и предусмотрено приведенным Положением о Главном управлении криминалистики Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.


3


Не соответствуют закону и всякие утверждения о правомочности поручения производства экспертизы по уголовным делам «экспертам» указанного Главного управления, как «лицам, обладающим специальными познаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, не являющихся государственными судебными экспертами».

При этом не учитывается, что сотрудники СК РФ являются не частными лицами, а государственными служащими соответствующего органа государственной власти, которые вправе осуществлять только функции, которыми наделен законом государственный орган, в котором они проходят службу. СК РФ, о чем уже сказано, правом на производство экспертиз по уголовным делам, законом не наделен.

Всеми оппонентами также игнорировано, что такого рода случаи «ведомственного исследования», прямо предусмотрены п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 2010 г. №28 «О судебной экспертизе по уголовным делам», согласно которому справки, акты, заключения и иные формы фиксации результатов ведомственного или другого исследования, полученные по запросу органов предварительного следствия или суда, не могут рассматриваться как заключение эксперта и служить основанием к отказу в проведении судебной экспертизы.

 

Комментарии  

 
#1 татьяна 13.02.2014 14:57
если, считается, что должностные лица СК РФ, заведомо зависимые, то где тогда возможно проводить судебную экспертизу уголовного дела? почему не может специалист, имеющий высшее профильное образование и опыт работы привлекаться в качестве эксперта, ведь с него берут подписку за дачу заведомо ложного заключения?
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить